21.04.2019
Муниципальное
казённое учреждение
дополнительного
образования «Дом детского творчества»
Сергокалинского района Республики Дагестан
Принята на заседании
«Утверждаю»:
педагогического совета
Директор МКОУ ДОД ДДТ
протокол № _____ ___________ А.М. Кагирова
Приказ
№ ___
от «____» ________2017г. от «____» _________ 2017г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЕ
КРАЕВЕДЫ»
направленность:
туристско-краеведческое
уровень программы:
1 год – стартовый
2 год – базовый
Возраст обучающихся:
10-17лет
Срок реализации:
2 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Залкеприева Ирайганат
Магомедовна
ДДТ, Сергокала – 2017г.
Содержание
Раздел
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….………….…
3
1.2.
Цель и задачи программы………………………………………………….……….… 5
1.3.
Содержание программы 1-го года обучения:
- Учебно – тематический план…………………………………………….………..…
8
- Содержание
программы……………………………………………………….…..….. 8
1.4. Содержание программы 2-го
года обучения:
-
Учебно – тематический план…………………………………………………………. 11
-
Содержание программы…………………………………………………………....…
11
1.5. Планируемые результаты…………………………………………………………..…....
12
Раздел
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график 1 года
обучения ………………………………………14
2.2. Календарный учебный график 2 года
обучения …………………………….……… 17
2.3. Условия реализации программы……………………………………………….…..….20
2.4. Формы аттестации………………………………………………………………..…….20
2.5. Оценочные материалы………………………………………………………………....
20
2.6. Методическое обеспечение………………………………………….…………….…
25
2.7. Список литературы…………………………………………………………………….26
Приложения:
Приложение
…………………………………………………………………..…………. 21-24
Приложение
……………………………………………………………………………….27-30
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы:
1.1. Пояснительная
записка
Нормативно - правовой базой для
составления образовательной общеразвивающей программы дополнительного
образования по туристко-краеведческому направлению «Юные краеведы» послужили
следующие документы:
- Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020
годы;
- Приказ Министерство образования и науки РФ от 29
августа 2013г. №1008 «Об
утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14
(Зарегистрировано
в Минюсте России 20 августа 2014 г. № 33660);
- 9 статья закона Российской Федерации «Об образовании»,
с требованиями к программам
дополнительного
образования (письмо от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 Министерства
образования и
науки РФ);
- Методические
рекомендации по состовлению дополнительной общеобразовательной
программы.
- Устав
учреждения.
Дополнительное
образование является составной частью воспитательного процесса, продолжает
формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к
истории культуре, традиции родного края, уважению к труду людей.
Программа
детского объединения «Юные краеведы» является дополнительной
модифицированной образовательной
программой туристско-краеведческой
направленности и предполагает изучение географии, экологии и летописи
родного края – Сергокалы.
Краеведение,
как предмет - одно из важнейших средств
связи обучения с жизнью, воспитания у обучающихся патриотизма, любви к
родному краю, гордости за его прошлое.
Программа рассчитана на 2 года обучения
(программа каждого года обучения рассчитана на 144 часа, с сентября по май
включительно).
Основной
учебно-тематический план составлен на 144 академических часов в год. Дети в
группу набираются по желанию, без предварительного отбора. Программа курса рассчитана
на детей в возрасте от 10 до 17 лет и направлена
на
изучение истории Сергокалинского района. Курс включает в себя изучение
географического положения района, историю его образования и развития, народные
промыслы, становление производства и сельского хозяйства, военную хронику района периода ВОВ.
Для
эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 10 человек,
состав групп - постоянный.
Программа
предусматривает следующие разделы:
-
летопись родных мест,
-
родословие,
-
военные события,
-
природное наследие,
-
этнография,
-
география.
Основные направления в деятельности
объединения – изучение истории родного края и с.Сергокалы.
Педагогическая целесообразность данной
программы обусловлена тем, что при изучении истории нашей Великой Родины в
школе Малая Родина чаше всего выпадает из поля зрения педагога и учащихся.
Программа «Юные краеведы» призвана помочь педагогу расширить знания детей о
родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Актуальность
Данная программа
актуальна, так как изменения
последних лет в социально - экономической жизни страны и в общественном
сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, имеет ценность для
десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в
лучших традициях прошлого, в своей природе.
Краеведение
всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются
данные таких наук как геология, география, история, литература,
этнографии, и др.
Новизна
программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами
заинтересованы в изучении краеведения.
Отличительной особенностью
данной программы является то, что занятия проводятся в музее
Сергокалинской СОШ №1.
Программа детского объединения
«Юные краеведы» является модифициро-ванной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой. За основу взята комплексная программа «Юный краевед» Айгумова Д.О. В программу включены экскурсии
(автобусные, пешеходные), занятия на
природе, встречи с известными людьми, работа в архивах района и районного
военкомата, походы. Практическая часть насыщена различными видами деятельности,
способной заинтересовать обучающихся именно
краеведением. Особенно ярким будет представлен раздел об исчезнувших и труднодоступных
поселках - поскольку многие из поселений они увидят не просто на карте, в
некоторых смогут побывать.
Кроме того, в некоторые разделы
программы включены элементы проектной обучающиеся выполнят проект «Моя
родословная».
Программа предусматривает использование
межпредметных связей с историей, географией, литературой, мировой художественной культурой,
рисованием, музыкой.
Режим занятий
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
2 часа |
2 раз |
4 часа |
144 часа |
Условия реализации
программы:
Материально-техническое обеспечение школьного музея: экспонаты основного и
вспомогательного фонда, экспозиции, стенды.
Формы занятий:
Ведущей формой организации занятий
является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом
объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При
проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы,
осуществляется индивидуальная форма ведения
занятий по теме «Введение в поисковую деятельность».
1.2.
Цель
и задачи
Цель
программы: воспитание детей исторически грамотных,
приобщенных к
историческому наследию нашей
страны, родного края, привитие
природному,
культурному наследию народов Дагестана
Задачи программы:
1. Образовательные:
·
накопление знаний, умений, практических навыков по
туристско-краеведческой направленности;
·
приобретение комплекса знаний и навыков в поисковой
деятельности;
- овладение
обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
·
развитие познавательного интереса к изучению
традиционно бытовой культуры
дагестанского народа, семьи;
·
развитие самостоятельности, инициативы, творческого потенциала;
·
усиление мотивации к приобретению знаний о малой родине;
·
развитие умения и навыков взаимодействовать с окружающим
миром людей и
природы;
·
формирование умения пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
·
формирование умения передавать полученные знания
другим людям;
·
развитие желания
быть полезными обществу.
3. Воспитательные:
- воспитание
гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному
наследию.
- воспитание
качеств, необходимых для социальной адаптации и успешного самоутверждения.
Прогнозируемый результат и способы определения результативности
В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений,
которые служат показателем результативности работы объединения. Обучающиеся
должны знать: историю своего края, села Сергокалы, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с
историческими источниками;
- уметь брать интервью;
- проводить
экскурсии, беседы, тематические классные часы;
Формы и методы занятий
Преобладающие
формы организации учебного процесса при реализации программы «Юные краеведы»:
чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение
проектов и практические работы.
Формы занятий: индивидуальная, групповая, вводные, работа в
мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по
какой-либо теме, ознакомительные,
комбинированные, практические, игровые,
викторина, экскурсия, конкурс.
Основной формой обучения является групповое занятие, во
время проведения которых оказываются и индивидуальные консультации обучающимся.
Методы занятий:
При обучении по данной программе используются
следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный
(объяснение
нового материала, работа с
литературой, рассказ, демонстрация наглядного
материала. При помощи
этого метода обучаюущиеся воспринимают,
осознают и запоминают в
памяти информацию педагога).
- репродуктивный (применяется для приобретения
и освоения
обучающимися навыков, умений и знаний.)
- частично-поисковый
(используется
для развития самостоятельности и
творческой инициативы обучающихся)
- исследовательский
(используется
для развития умения обучающихся
работать с различными источниками
информации).
В основе программы лежит идея
развивающего обучения. Благодаря используемой системе цикличности занятий на
каждой ступени обучения представлены те же разделы, но с большим обобщением,
повышением
сложности
получаемых знаний. Поэтому программа каждого года обучения может быть
использована как самостоятельная. В зависимости от способностей и желания детей
образовательный процесс может быть закончен после каждого года обучения.
На 1 году обучения даются первоначальные
представления об истории и культуре родного края. Занимающиеся 1 года
непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьёй, школой,
улицей, микрорайоном, достопримечательностями города.
Обучающимся
2 года обучения предусмотрено более углублённое изучение исторических и
природных особенностей родного края. Формируются начальные навыки безопасного
поведения в окружающем мире. Ребята подключаются к поисковой деятельности,
вовлекают в поиск свою семью.
Предметом изучения 2 года обучения будут
также летопись школы, микрорайона, достопримечательности района (села
Сергокала)
Ожидаемые
результаты
Основные
требования к знаниям и умениям 1 года обучения
Обучающиеся должны знать:
-
особенности родного края, его памятные места, год основания района;
-
традиционные занятия дагестанского народа;
-
государственную атрибутику;
-
основные виды растений, зверей, птиц;
-
соседние районы;
-
основные богатства края;
-
о вкладе семьи в годы ВО войны;
Должны уметь и
овладеть навыками:
-
видеть прекрасное в народной жизни, в окружении;
-
бережно относиться ко всему живому;
-
ориентироваться по местности.
Основные требования к знаниям и умениям 2 года
обучения
Обучающиеся должны знать:
-
основные
народные праздники;
-
основные
вехи развития РД;
-
старые
и новые названия улиц;
-
о
чем говорят названия улиц, населенных пунктов, фамилии;
-
основные
исторические здания столицы РД;
-
герб
города
-
площадь
РД;
-
год
образования, герб, гимн, флаг РД;
-
основные
районы, ремесла края;
-
замечательные
«странички» своей семьи;
-
богатство
недр РД;
-
города
РД, годы их образования;
-
промысловые
и охраняемые животные;
-
опасные
и редкие растения;
-
вклад
дагестанского народа, семьи в ВОВ;
-
правила
поведения в лесу, природной среде;
-
меры
безопасности у костра;
-
требования
к одежде по сезону;
-
основные
условные знаки;
-
стороны
горизонта.
Должны уметь:
-
ориентироваться
по карте Дагестана;
-
найти
районы и города на карте республики;
-
подготовить
небольшой текст экскурсии, сообщения и оценить выступление;
-
определять
ядовитые растения;
-
укладывать
рюкзак;
-
разжигать
костер.
1.3.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
|
Темы
занятий |
Количество
часов |
Форма контроля |
|
||
Всего
|
Теория
|
Практ. |
||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
Беседа, знакомство |
|
2 |
Районный центр. Летопись родных мест. |
46 |
10 |
36 |
Тестирование, анкетирование, опрос |
|
3 |
Моя Республика Дагестан |
42 |
10 |
32 |
Наблюдение, опрос |
|
4 |
Основы туризма и ориентирования. |
26 |
5 |
21 |
Опрос, наблюдение |
|
5 |
Родословие |
26 |
6 |
20 |
Тестирование, викторины |
|
6 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Итоговое занятие |
|
|
Итого: |
144 |
34 |
110 |
|
Содержание
образовательного курса 1-го года обучения
Раздел I. Вводное занятие (2ч)
Теория (2ч): Ознакомление с
планом работы детского объединения. Знакомство с литературой краеведческого
содержания. Знакомство с атласом Республткт Дагестан, картой Сергокалинского
района. Инструктаж по безопасному
поведению.
Раздел II. Районный
центр. Летопись родных мест (46 ч)
Теория (10 ч): Что такое
краеведение и что изучает краеведение? История села Сергокала. Карта как источник информации. Какие бывают
источники (письменные, вещественные, устное народное
творчество). История моей школы. Выпускники,
списки педагогов (СОШ №1 и СОШ №2). Современный Сергокала. Понятие Родина, малая родина, родной
край, район. Район (село), в котором живем. Происхождение названия района. Исторические
корни нашего района. Легенды и предания. Выполнение тестовых заданий по
разделу.
Практика (36 ч):
Что
такое карта? Как читать карту? Работа с картой Сергокалинского района. Работа с
документами. Ознакомительная экскурсия в
районный архив. Встречи с известными людьми района. Составление
биографии известного человека по архивным данным, по воспоминаниям, отзывам
родственников, сослуживцев, друзей. Создание фотоальбома.
Сбор информации о знаменитых земляках. Работа с книгами,
справочными данными. Просмотр и обсуждение документов и фотографий. Мини-сочинение
«Село в котором я живу»
Раздел III. Моя
Республика Дагестан (42 часа)
Теория (10 ч): Дагестан в годы
войны. Земляки – герои Советского Союза. Тыл работает для фронта. Они всегда рядом с нами (названия улиц в честь героев).
Дагестан сегодня. Предприятия нашего города.
Достопримечательности и памятные места нашей столицы. Памятники истории, культуры и архитектуры. Известные люди нашего города.
Почетные граждане нашего города. Творчество выдающихся людей нашей
столицы – писателей, поэтов, художников. Известные артисты Республики Природные ресурсы нашего края. Знакомство
с водными объектами, расположенными на территории Республики: река Сулак,
каспийское море. Растения нашего края.
Знакомство с растениями. Животные
нашего края. Знакомство с животными, особенностями их проживания,
практической значимостью.
Практика (32 ч):
Сбор информации об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.
Оформление альбомов, фотовыставок, презентаций. Сбор материала о названиях
улиц. Составление картосхемы района и столицы
с указанием улиц. Знакомство со скульптурными памятниками столицы. Рассказ о
человеке, которому возведен скульптурный памятник. Сбор и оформление информации
«Люди, прославившие Дагестан. Работа с энциклопедией или поиск информации в
сети Интернет; работа с картой Республики Дагестан и выяснение места обитания
данного животного; отличительные особенности данного животного; практическая
значимость животного; выполнение практических заданий (раскрашивание, решение
задач, кроссвордов, отгадывание загадок.
Раздел IV. Основы туризма
и ориентирования.
Теория (5ч): Подготовка к
соревнованиям, поездкам. Техника безопасности при проведении туристских прогулок, походов, в
поездках. Сазнательная дисциплина -
основа безопасности в походе, на
экскурсии. С кем идти в поход. Какими чертами личности должен обладать
турист (дружелюбность, коммуникабельность, оптимизм, любознательность, коллективизм и т.д.). Какие
черты личности делают невозможным пребывание человека в туристическом коллективе (грубость,
эгоизм, невнимательность к товарищам,
жадность, беспечность, агрессивность). Основы безопасности дома и в
школе. Правила поведения в учебных и
досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюшережущими
предметами, медикаментами. Правила перехода улиц. Взаимопомощь в туристской
группе.
Практика (21ч): Основы
туризма. Как подготовиться к походу. «В походе и иголка тянет» - что это
значит? Чистота – залог здоровья туриста.
Освоение туристских навыков. Туристы – защитники природы. Правила
безопасности выбора места. Заготовка
дров. Разжигание костра. Виды костров. Укладка рюкзака. Что берём в однодневный
поход? Упаковка и распределение между
участниками группового снаряжения для туристской
прогулки. Соревнование «Уложи рюкзак».
Простейший план местности. Карта. Элементы ориентирования на местности. Стороны горизонта. Природа
помогает ориентироваться. Ориентирование
на местности – движение по заданному маршруту.
Условные знаки. Чтение типографической карты. Узнаём свой город, район
по карте. Краеведческое ориентирование по карте.
Раздел
V. Родословие (26
часов)
Теория (6ч): Приёмы работы с
генеалогическими источниками, работа с архивными и музейными документами,
книгами. Разные способы оформления «родословного дерева» (таблицы, карточки и
др.). Семейные традиции и обряды – зеркало народной жизни.
Практика (20ч): Моя семейная
реликвия, составление своей родословной,
написание летописи рода, создание домашнего (семейного, родословного)
архива. Работа в городском архиве.
Работа с письменными источниками информации (библиотека архив местной
прессы). Проект «Моя родословная» на конкурс «Корнями дерево сильно». Отличия
традиции
и обряда. Дагестан - многонациональный.
Традиции и обычаи народов Дагестана. Подготовка и проведение обряда (любого) на
примере двух разных национальностей: аварцев и даргинцев.
Раздел
VI. Итоговое занятие
(2 часа)
Теория (1 час): Подведение итогов
деятельности творческого объединения «Юный краевед».
Практика (1 час): Награждение обучающихся за
активное участие в жизни творческого объединения.
1.4.Учебно-тематический
план 2-го года обучения
№ |
Темы
занятий |
Количество
часов |
Форма контроля |
|
||
Всего |
Теория |
Практ. |
||||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
2 |
Моя семья |
20 |
10 |
10 |
Тестирование, анкетирование, опрос |
|
3 |
Моя школа |
40 |
10 |
30 |
Наблюдение, опрос |
|
4 |
Туризм и элементы ориентирования |
40 |
10 |
30 |
Опрос, наблюдение |
|
5 |
Этнография- культура, традиции.
Забытые дагестанские игры |
40 |
10 |
30 |
Тестирование, викторины |
|
6 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
Итоговое занятие |
|
|
Итого: |
144 |
43 |
101 |
|
Содержание
образовательного курса 2-го года обучения
Раздел I. Вводное занятие (2ч)
Теория (2ч): Туристские и
краеведческие возможности района. Работа с картой города и района по выявлению
мест для совершения экскурсий и прогулок.
Раздел II. Моя
семья (20ч) Теория
(10ч):
История семьи – история Родины. Генеалогические исследования в краеведении:
общие понятия, направления. Принципы и законы генеалогии. Характеристика
основных источников получения генеалогической информации.
Практика (10ч): Технология составления генеалогического древа
семьи. Рода. Виды родословной: восходящее, нисходящее родословие. Варианты
оформления генеалогических исследований: генеалогическое древо, родословная
таблица, родословная карточка. Терминология родства.
Раздел III. Моя школа (40ч)
Теория (10ч):
История моей школы. Выпускники, списки
педагогов (СОШ №1 и СОШ №2). Страницы жизни первой
учительницы. Выпускники, которыми гордится школа. Достижения нашей школы,
копилка достижений.
Практика (30ч): Страницы жизни первой
учительницы. Выпускники, которыми гордится школа. Достижения
нашей школы, копилка достижений.
Воспоминания родителей о школе. Школа
глазами выпускников.
Раздел IV. Туризм и
элементы ориентирования (40 ч)
Теория (10ч): Туризм и основы
безопасности. Правила поведения во время
туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Правила поведения при проведении
экскурсии. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений
снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана. Личное снаряжение, личная посуда,
средства личной гигиены. Укладка
рюкзака.
Уход за личным снаряжением. Составление плана местности с использованием
условных обозначений. Освоение новых условных знаков. Маршрутные документы и
схемы для туристской прогулки.
Практика (30ч): Действия в
чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке. Правила перехода
улицы. Организация туристской группы.
Игра «Собери рюкзак». Виды палаток и тентов. Устройство палаток и
правила ухода за ними. Стойки и колышки для палаток. Использование изученных
условных знаков для составления маршрута обучающимися.
Раздел V. Этнография -
культура, традиции. Забытые дагестанские игры (40 ч)
Теория (10ч): Этнография, чем
занимается наука этнография. Методы этнографических исследований. Культура,
быт, традиции жителей района, Дагестана. Культурное наследие дагестанцев.
Национальное представительство в Дагестане. Становление системы образования.
Дагестанские традиции. Религиозное воспитание в семье. Религиозные народные
празднества.
Практика (30ч): Подготовка
сообщения о науке этнографии. Поиск фольклорных материалов. Встречи с интересными
людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах, истории из их жизни,
беседы о традициях дагестанских жителей. Чтение легенд, сказок, частушек,
танцев, игр.
Раздел VI. Итоговое
занятие (2 часа)
Теория (1 час): Подведение итогов
деятельности творческого объединения «Юный краевед».
Практика (1 час): Награждение обучающихся за
активное участие в жизни творческого объединения.
1.5.Планируемые
результаты
Личностные результаты:
- формирование чувства
гордости за свою малую родину, народ и историю
своего края,
осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
- формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
- определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности правильно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- использование различных
способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
- осознание значимости
изучения краеведения для личного развития;
- формирование представлений
о Родине и её людях, окружающем мире,
культуре,
первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, дружбе,
честности;
- формирование потребности в
систематическом чтении научной и
художественной
литературы о родном городе;
- использование разных видов
чтения краеведческих текстов (смысловое),
умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и
специфику этих текстов, участвовать в их
обсуждении;
- умение самостоятельно
выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
- умение работать с разными
видами краеведческих материалов:
исторических, географических, национальных;
находить характерные особенности научно-
познавательных, учебных и художественных
произведений, связанных с изучением родного
города.
Раздел 2. Комплекс
организационно-педагогических условий:
2.1.
Календарный учебный график - 1 год обучения
№ |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во
часов |
Время пр-я занятия |
Форма занятия |
Место провед-я |
Форма контроля |
|
План. |
Факт |
|||||||
1 |
Вводное занятие |
|
|
2 |
|
|
|
|
1 |
Организационное
занятие. Цели и задачи на учебный год.
Техника безопасности (инструктаж по безопасно-му поведению) во время
экскурсий, походов. Зна-комство с атласом РД,
картой Сергокалинского района |
21.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Вводная |
СОШ №1, музей |
Знакомство тестирование |
2 |
Районный центр. Летопись родных
мест. Моё место жительства |
|
|
46 |
|
|
|
|
2 |
Краеведение.
Что изучает краеведение? |
26.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Вводная |
СОШ №1, музей |
опрос |
3 |
Сергокала
– страницы истории. Основание и становление Сергокалинского района |
28.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
4 |
Понятие Родина, малая родина, родной край, район. Район
(село), в котором живем |
3.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
контрольный срез |
5 |
Карта
Сергокалы – источник информации |
5.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
контрольный срез |
6 |
Карта
Сергокалы – источник информации |
10.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
контрольный срез |
7 |
История моей школы |
12.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа тестирование |
8 |
Списки
учителей |
17.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
9 |
Выпускники
школ |
19.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
10 |
Работа
над документами |
24.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
11 |
Исторические
корни нашего района |
26.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
12 |
Ознакомительная
экскурсия в районный архив. Работа с
архивными документами |
31.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
13 |
Работа
с архивными документами |
2.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
14 |
Встречи с известными людьми района. |
7.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
15 |
Сбор
информации о знаменитых земляках |
9.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам.
работа |
16 |
Сбор
информации о знаменитых земляках |
14.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам.
работа |
17 |
Сбор
информации о знаменитых земляках |
16.11.17 |
|
2 |
8.00:10.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
18 |
Сергокала
в годы ВОВ |
21.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
19 |
Сергокала - современный |
23.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам.
работа |
20 |
Сергокала - современный |
28.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
21 |
Создание
фотоальбома |
30.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
22 |
Создание фотоальбома |
5.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам.
работа |
23 |
Зачётное мероприятие по селу |
7.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1,
музей |
тестирование |
24 |
Мини-сочинение «Село в котором я
живу» |
12.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1,
музей |
Контрольный
ср. |
3 |
Моя
Республика Дагестан |
|
|
42 |
|
|
|
|
25 |
Россия – наша Родина. Махачкала
– столица Дагестана |
14.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа,
Практич.работа |
СОШ №1,
музей |
тестирование |
26 |
Махачкала
– столица Дагестана. История создания Махачкалы |
19.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа, Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
27 |
Символика
Дагестана |
21.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
28 |
Дагестан в годы ВОВ |
26.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
29 |
Дагестан в годы ВОВ |
28.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
30 |
Дагестан в годы ВОВ |
9.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
31 |
Дагестан в годы ВОВ |
11.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Контрольная |
32 |
Улицы
г.Махачкала вчера и сегодня. |
16.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
33 |
Улицы
г.Махачкала вчера и сегодня. |
18.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практ. работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
34 |
Предприятия г.Махачкала |
23.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
35 |
Махачкала
- культурная столица. |
25.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
36 |
Достопримечательности и памятные места нашей столицы |
30.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
37 |
Достопримечательности
и памятные места нашей столицы |
1.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
38 |
Известные
люди нашего города. |
6.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
39 |
Известные люди нашего города. |
8.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
40 |
Растения
нашего края. |
13.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
41 |
Растения
нашего края. |
15.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
42 |
Природные
ресурсы нашего края. |
20.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
43 |
Природные
ресурсы нашего края |
22.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
44 |
Создание
фотоальбома |
27.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
45 |
Контрольная
работа. Сочинение – «Мой родной край» |
1.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Контрольная |
4 |
Основы туризма и ориентированя. |
|
|
28 |
|
|
|
|
46 |
Техника безопасности при проведении туристских походов, в поездках. Дисциплина на
экскурсии. |
6.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
47 |
Основы безопасности дома и вне
дома. Правила поведения в учебных и
досуговых учреждениях. |
13.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
48 |
Правила обращения с
колющережущими предметами, медикаментами. Взаимопомощь в туристской группе. |
15.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
49 |
Основы туризма. Подготовка к походу. |
20.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
50 |
Освоение туристских навыков.
Туристы – защитники природы |
22.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
51 |
Правила
безопасности выбора места. Заготовка
дров. Разжигание костра. Укладка
рюкзака. |
27.03.18 |
|
2 |
10:00 12:00 |
Практич.работа |
Природа местн. лес |
Поход, соревн-ие |
52 |
Однодневный
поход. Что неообходимо для похода |
29.03.18 |
|
2 |
10:00-12:00 |
Практич.работа |
Природа местн. лес |
Поход сорев-ие |
53 |
Простейший план местности.
Карта. Ориентирования на местности. |
3.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
54 |
Условные
знаки. Чтение типографической карты. |
5.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
55 |
Условные
знаки. Чтение типографической карты. |
10.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
56 |
Узнаём свой город, район по
карте. Краеведческое ориентирование по карте. |
12.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
57 |
Узнаём свой город, район по
карте. Краеведческое ориентирование по карте. |
17.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
58 |
Работа над созданием фотоальбома |
19.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
59 |
Контрольное занятие раздела
«испытай себя» |
20.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
контрольная |
5 |
Родословие |
|
|
26 |
|
|
|
|
60 |
Генеалогия
как наука. |
24.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседаа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
61 |
Дагестан -
многонациональный. Традиции и обычаи народов Дагестана. |
26.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
62 |
Историческое
прошлое семьи. |
27.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
63 |
Дом,
в котором я живу. |
3.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
64 |
В
мире профессий. |
8.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
65 |
Семейные
обязанности и традиции. |
10.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
66 |
Работа с
письменными источниками информации (библиотека , архив местной прессы). |
15.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
67 |
Работа с
письменными источниками информации (библиотека, архив местной прессы). |
17.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
68 |
Мини
- проект «Мое родословное древо» |
22.05.18 |
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
|
69 |
Мини
- проект «Мое родословное древо» |
24.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
70 |
Отличия
традиции и обряда. Подготовка и
проведение обряда на примере двух разных национальностей: |
25.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Контрольное мероприятие |
71 |
Оформление
в альбом. |
29.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Подготовка к итоговой выставке |
6 |
Итоговое занятие |
|
|
2 |
|
|
|
|
72 |
Подведение
итогов. Награждение обучающихся. |
31.05.18 |
|
2 |
10.00:12.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Выставка |
|
Итого |
|
|
144 |
|
|
|
|
2.2. Календарный
учебный график - 2 год обучения
№ |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во
часов |
Время пр-я занятия |
Форма занятия |
Место провед-я |
Форма контроля |
|
План. |
Факт |
|||||||
1 |
Вводное занятие |
|
|
2 |
|
|
|
|
1 |
Туристские
и краеведческие воз-можности р-на. Работа с картой. |
18.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Вводная |
СОШ
№1, музей |
тестирование |
2 |
Моя семья |
|
|
20 |
|
|
|
|
2 |
История семьи – история
Родины |
20.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Вводная |
СОШ №1, музей |
тестирование |
3 |
История семьи – история
Родины |
25.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
4 |
Законы
и принципы генеологии |
27.09.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
контрольный срез |
5 |
Технология составления
генеалогического древа |
2.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Наблюдение |
6 |
Технология
составления генеалогического древа |
4.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Наблюдение |
7 |
Родословная таблица, Терминология родства |
9.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа тестирование |
8 |
Оформление генеалогического древо |
11.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
9 |
Оформление генеалогического древо |
16.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
10 |
Оформление генеалогического древо |
18.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
11 |
Контрольное
занятие. Мини сочинение о родословной |
23.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
3 |
Моя школа |
|
|
40 |
|
|
|
|
12 |
История школы.
Страницы жизни – первые учителя |
25.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
13 |
История школы.
Страницы жизни – первые учителя |
30.10.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
14 |
История школы.
Страницы жизни – первые учителя |
1.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
15 |
Выпускники – гордость
школы |
6.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
16 |
Выпускники
– гордость школы |
13.11.17 |
|
2 |
8.00:10.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
17 |
Выпускники
– гордость школы |
15.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
18 |
Достижения школы, копилка достижений. |
20.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
19 |
Достижения школы, копилка достижений |
22.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
20 |
Достижения школы, копилка
достижений |
27.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
21 |
Воспоминания родителей
о школе |
29.11.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
22 |
Воспоминания родителей
о школе |
4.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1,
музей |
тестирование |
23 |
Школа глазами
выпускников. |
6.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1,
музей |
Контрольный
ср. |
24 |
Школа глазами
выпускников. |
11.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
25 |
Работа над архивным материалом. |
13.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа,
Практич.работа |
СОШ №1,
музей |
тестирование |
26 |
Работа
над архивным материалом. |
18.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Беседа, Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
27 |
Работа
над собранным материалом. |
20.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
28 |
Работа над собранным материалом. |
25.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
29 |
Оформление альбома |
27.12.17 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
30 |
Оформление альбома |
10.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
31 |
Контрольное занятие |
15.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Контрольная |
4 |
Туризм и элементы ориентирования |
|
|
40 |
|
|
|
|
32 |
Основы туризма и ориентир-я. |
17.01.18 |
|
28 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
33 |
ТБ при проведении туристских походов, в поездках. Дисциплина на
экскурсии. |
22.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
34 |
Основы безопасности дома и вне
дома. Правила поведения в при
проведении экскурсии. |
24.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
35 |
Основы туризма. Подготовка к походу. |
29.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
36 |
Освоение туристских навыков.
Туристы – защитники природы |
31.01.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
37 |
Освоение туристских навыков.
Туристы – защитники природы |
5.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
38 |
Правила
безопасности выбора места. Заготовка
дров. Разжига-ние костра. Укладка
рюкзака. |
7.02.18 |
|
2 |
10:00 12:00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
соревн-ие |
39 |
Простейший
план местности. Карта.
Ориентирования на местности. |
12.02.18 |
|
2 |
10:00-12:00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Поход,
сорев-ие |
40 |
Простейший план местности.
Карта. Ориентирования на местности. |
14.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Набдюдение соревнов-ие |
41 |
Составление
плана местности с использованием условных обозначений |
19.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
42 |
Условные
знаки. Чтение типографической карты. |
21.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
43 |
Освоение новых условных знаков. |
26.02.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
44 |
Маршрутные документы и схемы для
туристской прогулки. |
5.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
45 |
Маршрутные документы и схемы для
туристской прогулки. |
7.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
46 |
Палатки
и правила ухода за ними |
12.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
ДДТ |
Сам. работа |
47 |
Использование изученных условных знаков
для составления маршрута об-ся. |
14.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
48 |
Использование изученных условных знаков
для составления маршрута об-ся. |
19.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
49 |
Работа над созданием фотоальбома |
21.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
50 |
Работа над созданием фотоальбома |
26.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
51 |
Контрольное занятие раздела
«испытай себя» |
28.03.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
5 |
Этнография- культура, тради-ции.
Забытые дагестан-ие игры |
|
|
40 |
|
|
|
|
52 |
Наука - этнография |
2.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
53 |
Методы
этнографических исследований. |
4.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
54 |
Культура,
традиции жителей районов Дагестана |
9.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
55 |
Культурное наследие дагестанцев |
10.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
56 |
Культурное наследие дагестанцев |
11.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
57 |
Система образования |
16.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
58 |
Поиск фольклорных материалов |
17.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
контрольная |
59 |
Поиск
фольклорных материалов |
18.04.18 |
|
2 |
10:00-12:00 |
Практич.работа |
Природа местн. лес |
Поход, сорев-ие |
60 |
Поиск
фольклорных материалов |
23.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
61 |
Дагестанские традиции и её культура |
24.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
62 |
Дагестанские
традиции и её культура |
25.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
63 |
Дагестанские
традиции и её культура |
30.04.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
64 |
Воспитание
детей в даг-й семье |
7.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
65 |
Воспитание
детей в даг-йсемье |
14.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
66 |
Религиозное
воспитание в семье |
16.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
67 |
Религиозные
народные праздники |
21.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Сам. работа |
68 |
Встречи
с интересными людьми, прослушивание их рассказов |
23.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
69 |
Встречи
с интересными людьми, прослушивание их рассказов |
28.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
тестирование |
70 |
Легенды,
сказки, частушки |
29.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Контрольное мероприятие |
71 |
Оформление альбома |
30.05.18 |
|
2 |
14.00:16.00 |
Практич.работа |
СОШ №1, музей |
Подготовка к итог. выставке |
6 |
Итоговое занятие |
|
|
2 |
|
|
|
|
72 |
Подведение
итогов. Награждение обучающихся. |
31.05.18 |
|
2 |
10.00:12.00 |
Практич.работа |
ДДТ |
Выставка |
|
Итого |
|
|
144 |
|
|
|
|
2.3. Условия реализации
программы
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1.Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и
технике
безопасности;
2. Столы для учащихся – 6 штук;
3. Стулья – 12 штук;
4. Стол – тумба – 1 штука;
5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов,
оборудования,
конструкторских материалов;
6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы,
схемы, книги,
видеопрезентации по темам;
7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки,
анкеты,
опросники.
8. Оборудование: ноутбук, проектор.
2.4. Формы аттестации
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юные краеведы» применяются входящий, текущий,
промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая
диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года.
Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы
работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется
после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности
результативность оценивается качеством выполнения практических работ.
Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются
недостатки.
Промежуточный
контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки:
тестирование, соревнование, участие в конкурсах.
Итоговый
контроль осуществляется в конце учебного года. Итоговое тестовое задание «Я знаю свой район (город).
2.5. Оценочный материал
При оценивании учебных достижений учащихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня
«Юный краевед» применяются следующие критерии:
-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных
действий в области истории и краеведения;
-тестовые задания для определения уровня освоения
дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Юный краевед».
Приложение
Входящий
тест (I год обучения)
1.
Как называется главное село нашего района?
а) Аймаумахи
б) Сергокала*
2 балла
в)
Кичигамри
2.
Так назывался Сергокала прежде?
а) Дешлагар*
б) Коркмаскала 2балла
в) Сергокала
3.
Название главной площади нашей столицы.
а) Красная
б) «Майдан»
в) Ленина* 2балла
4.
Наша земля называется
а) Дагестанская
АССР
б) Республика
Дагестан* 2балла
в)
Сергокалинский район
6.
Исключить сел0, которое не относится к Сергокалинскому району:
а) Мургук
б) Бурдеки
в) Утамыш* 2балла
7.
Зеленым богатством нашего села является:
а) лес*
б) лягушка
2балла
в) мох
8.
Из перечисленных пород деревьев исключите то, которое не растет в наших лесах:
а) кипарис*
б) ель
2балла
в) береза
9.
В водоемах района не водятся:
а) щуки
б) караси
в) акулы* 2балла
Высокий
уровень – 16–18 баллов
Допустимый
– 12–15 баллов
Критический
– 0–11 баллов
Приложение
Тест по теме «Республика наша" 1 год обучения
1. Как правильно называется наша земля?
а) Дагестанская АССР
б) дагестанская автономная область
в) Республика
Дагестан *
1 балл
2. Площадь Республики?
а) кв.м*
б) 456 тыс. кв.м
в) 436 тыс. кв.м 1 балл
3. Сколько лет Республике?
а) 75 лет
б) 80 лет
в) * 1 6алл
4. Дата основания района?
а)
.*
б) 5 декабря
1936г.
в) 29 августа 1990г. 1 балл
5. Какие цвета присутствуют на Государственном флаге РД. Какие?
а) *
б) белый, зеленый, красный
в) синий, белый, красный 1 балл
6. Сколько
сёл в Сергокалинском районе?
а) 12
6)8
в)22* 1 6алл
7. Когда появляется первый город на территории
Дагестана?
а) *
б) 1943.
в) 1984.
1 балл
8. Создатель первой азбуки?
а) Стефан Пермский*
б) Епифаний
Премудрый
в) Михаил Лебедев
1 балл
9. Какая природная зона занимает большую часть
РД?
а) Тундра
б) Лес*
в) Тайга 1 6алл
10. Название реки в ближайшем селе?
а) Сулак
б) Аварское койсу
в) Гамри-озень* 1 6алл
11. Самый сильный зверь в наших лесах?
а) медведь*
б) лиса
в) волк 1 балл
12. Самая ценная рыба?
а) плотва
б) карась
в) семга* 1 6алл
13. Самая крупная птица в Республике?
а) ворона
б) *
в) беркут
1 балл
16. Какое дерево РД не гниет в воде?
а) береза
б) ель
в) лиственница* 1 6алл
17. Назвать героев дагестанских легенд .
Каждый названный герой - 1 балл
18. Что такое «мучари»?
а) мясной хлеб
б) лепешка с крупой
в) кукурузный хлеб* 1 6алл
19. Какой предмет занимал самое большое место в доме?
а) печь*
б) лавки
в) залавки
1 балл
20.Назовите книгу, в
которой упомянуты наши земляки, ушедшие на фронт в ВО
войну?
а) книга гордости
б) Красная книга
в) книга Памяти*
1
балл
Высокий
уровень – 26-18 баллов
Средний уровень – 17-12
баллов
Низкий уровень – менее 11
баллов
Приложение
Входящий
тест - 2 год обучения
1.
В летописных книгах город Махачкала
раньше назывался:
а) Порт
Петровск* 1балл
б) Джержинск
в) Петроград
2.
Село Сергокала преобразовано в Дешлагар в
а) 1886г.
б) .*
в) 1980г.
1балл
3.
Главная площадь столицы РД называется
а) Красная
б) Юбилейная
в) Ленина *
1балл
4.
Дата создания Республики
а) .*
б) 5декабря
1936г.
в) 29августа
1990г. 1балл
5.
Какие цвета присутствуют в Государственном флаге РД?
а) * 1балл
б) белый,
зеленый, красный
в) синий,
зеленый, белый
6.
Сколько городов в РД?
а) 12
б) 28
в) *
1балл
7.
Создатель первой азбуки?
а) Стефан Пермский* б) Епифаний Премудрый 1 балл
в) Михаил Лебедев
8.
Какая природная зона занимает большую часть РД?
а) тундра
б) лес*
в) тайга 1балл
9.
Из нижеперечисленных героев дагестанских легенд исключите лишнее:
а)
Молла-Насредин
б) Шамиль
в) Кащей
Бессмертный*
1балл
10.
Какой предмет интерьера коми дома занимал самое большое место
а) печь*
б) лавки
в) стол
1балл
11.
Что такое «мучари»?
а) мясной хлеб
б) лепешка с
крупой
в) кукурузный
хлеб* 1балл
12.
Собираясь в поход без ночлега из нижеперечисленных вещей ты не возьмешь:
а) рюкзак
б) ложку
в) стакан*
1балл
13.
При укладке рюкзака вещи, необходимые в первую очередь, должны быть
а) внизу
б) наверху*
в) на себе
1балл
14.
Самый молодой город в РД?
а) Дербент
б) Избербаш*
1 балл
в) Каспийск
15.
Исключите лишнее из перечня рек РД.
а) Сулак
б) Печора* 1 балл
в) Аварское- Койсу
16.
Перечислите 5 видов используемых в медицине лекарственных
растений, которые растут в нашей
республике. 5 баллов
За каждый правильный ответ – 1балл
Высокий
уровень – 16-11 баллов
Допустимый
уровень – 10-7 баллов
Критический
уровень – 0–6 баллов
|
Методическое обеспечение
№ п/п |
Раздел
или тема программы
(по уч. плану) |
Формы занятий |
Приемы
и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) |
Дидактический материал |
Формы
подведения итогов |
Техническое оснащение
занятия |
1 |
Введение в программу |
Занятие-знакомство. Беседа. Групповая практическая
работа. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, фотографий. Объяснительно-иллюстративный: Показ документов, музейных
предметов Практический: работа
с картой, документами под наблюдением педагога. |
инструкция по ОТ и ТБ,
иллюстрации, музейные предметы, документы, карточки с заданиями |
Опрос, тестирование,
кроссворд |
Компьютер |
2 |
Районный центр. Летопись
родных мест |
Беседа. Лекция. Практическая работа. Экскурсия. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением,
экскурсия. Практический: работа
с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
Презентации, иллюстрации,
музейные предметы, документы, карточки с заданиями |
Наблюдение, опрос,
тестирование, кроссворд |
Компьютер |
3 |
Наша Республика - Дагестан |
Беседа. Лекция. Практическая работа. Экскурсия. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ, экскурсия. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением Практический: работа с
картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
документы, карточки с
заданиями |
Наблюдение, опрос,
тестирование, кроссворд |
Компьютер |
4 |
Основы туризма и ориентирования |
Беседа. Лекция. Практическая работа. Экскурсия. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ, экскурсия. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением Практический: работа
с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
музейные предметы,
документы, |
Наблюдение, опрос,
тестирование, кроссворд |
Компьютер |
5 |
Родословие |
Беседа. Лекция. Практическая работа. Экскурсия |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ, экскурсия. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением Практический: работа
с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
Архивный материал,
музейные предметы |
Наблюдение, опрос,
тестирование, кроссворд |
Компьютер |
5 |
Моя семья |
Беседа. Лекция. Самостоятельная
практическая работа. Экскурсия. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением Практический: работа
с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
Материал домашнего архива |
Наблюдение, опрос, защита
мини - проектов |
Компьютер |
6 |
Моя школа |
Беседа. Лекция. Самостоятельная
практическая работа. Экскурсия. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением Практический: работа
с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
иллюстрации, музейные
предметы, документы, карточки с заданиями |
Наблюдение, опрос, защита
мини - проектов |
Компьютер |
7 |
Этнография- культура и
традиции. Забытые дагестанские игры |
Беседа. Лекция. Самостоятельная
практическая работа. Экскурсия. |
Словесный: беседа,
инструктаж, объяснение. Наглядный: демонстрация
иллюстраций, образцов работ. Объяснительно-иллюстративный: Показ работ с объяснением Практический: работа
с картой, книгами, справочными данными под наблюдением педагога |
иллюстрации, музейные
предметы, документы, карточки с заданиями |
Наблюдение, опрос, |
Компьютер |
8 |
Итоговые занятия «Село в
котором я живу». |
Экскурсия. Итоговое занятие. |
Практический: проведение
мини – экскурсий, итоговая викторина |
Итоговое тестирование,
проведе-ние мини - экскурсий |
Компьютер |
5. Список литературы:
1. Приглашаем в Дагестан. Махачкала
1984, М.М.Эльдаров, А.С. Гаджиев.
2. Махачкала-вчера, сегодня,
завтра. Махачкала 1989, М. Юсупов, И.М.Магомедов
3. Дорогами и тропами Дагестана. Москва 1988,
В.И.Морковин
4. Люби, изучай свой край. Махачкала 1989,
С.Д.Алиев, М.С.Саидов, Ю.Ю.Батий
5. Краеведение. Москва 1987, А.В.Даринский
6. Дагестан. Москва 1986, А.М.Османов
7. Дагестан. А.З.Гаджимагомедов
8. Самостоятельная работа при
изучении истории Дагестана. Г.Р.Багогмедов
Список литературы для обучающихся:
1. Смирнов В.Г., Художественное
краеведение в школе, М., 1987.
2. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
3. Культура и традиции народов
Дагестана Ш.А.Мирзоев
4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е.,
Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
5. Строев К.Ф., Ефремов Ю.К. Краеведение. /К.Ф.
Строев, Ю.К.Ефремов; под ред. Прохорова /Большая Советская Энциклопедия
6.
учебник 10 кл.«Культура и традиции народов Дагестана» Т.Г.Саидов,
7.
«Культура и традиции народов Дагестана» учебник для 8-9кл. М. А. Магомедова, 8. учебник 8кл «
История Дагестана» Магомедов Р. М.
Приложение
Инструкция
по технике безопасности в туристическом походе.
1. Турист обязан строго выполнять все
указания и команды инструктора во всем, что касается путешествия.
2. Уважительно и бережно относиться к
природе, тактичное поведение по отношению к местным жителя .
3. В походе необходимо строго соблюдать
санитарно-гигиенические правила и немедленно ставить в известность руководителя
о недомогании или получении травмы, даже незначительной.
4. Во время походов надо остерегаться
пробовать неизвестные ягоды ,грибы, собирать в гербарий заведомо ядовитые
растения.
5. Если гроза застигла в лесу, то не
следует прятаться под высокие деревья. Особенно опасны отдельно стоящие
деревья. Находясь в грозу на открытом месте, лучше лечь или спрятаться в яме,
канаве.
6. При ветреной и пыльной погоде надо надевать
защитные очки для предупреждения засорения глаз.
7. Для предупреждения теплового удара не
следует надевать неоправданно теплую и «душную» одежду. Иметь головной убор.
8. Для предупреждения ожоговых травм
надо соблюдать следующие правила: 1) дежурный у костра должен иметь на себе
брюки, обувь и рукавицы; 2) не допускать игр и развлечений с огнем; 3) готовую
горячую пищу следует оставлять в том месте, где на нее не смогут наступить
люди.
9. Запрещается пить сырую воду из
непроверенных источников и заброшенных колодцев.
10. Строго запрещается купаться в
загрязненных и изобилующих ключами водоемах, а также в местах быстрого течения,
прыгать в воду в неизвестных местах, купаться с плотом, подплывать к близко
проходящим судам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2019
Дата обновления: 21.04.2019
Дата публикации: 21.04.2019