Программа "Следопыты"

21.04.2019

 Муниципальное казённое  учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества» Сергокалинского района Республики Дагестан

 

 

 

 

Согласовано на                                                       «Утверждаю»:

педагогического совета                                         Директор МКУ ДО «ДДТ»

МКУ ДО «ДДТ»                                                    ___________ А.М. Кагирова

протокол № _____                                                   от «____» _________ 2018г.

от «____» ________2018г.                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«СЛЕДОПЫТЫ»

направленность: Военно-патриотическое

Уровень программы: 1 год – базовый

 

 

 

 

Возраст детей:  7-11 классы

Срок реализации:  1 год

 

 

 

Составитель: Залкеприева Ирайганат Магомедовна

                          педагог дополнительного образования

 

 

Сергокала, 2018 г.

   
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативно - правовой базой для составления образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования послужили следующие документы:

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие

  образования»  на 2013 -2020 годы;

- Приказ Министерство образования и науки РФ от 29 августа 2013г.

  №1008  «Об утверждении порядка организации и осуществления

  образовательной деятельности по дополнительным

  общеобразовательным программам»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

   2.4.4.3172-14  (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. №

   33660);

- 9 статья закона Российской Федерации «Об образовании», с

  требованиями к программам дополнительного образования (письмо от

  11 декабря 2006 г. № 06-1844 Министерства образования и науки РФ);                                                                                           

- Конвенция ООН «О правах реюёнка».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

- Приказ Министерства здравохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировани Министерством юстиции РФ 6 октября 2010г., регистрированный №18638) с изменением, внесённым приказом Министерства здравохранения и социального развития РФ от 31 мая 2011г. №449н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 1 июля 2011г., №21240).

- Устав МКОУ ДО «ДДТ».

 

При составлении данной программы за основу взята образовательная программа для поисковых групп республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения КРАЕВЕДЫ-СЛЕДОПЫТЫ. 

Автор программы: Бахмудова Галина Ивановна, заведующая инструктивно - методического отдела ГБУ ДО  РЦДЮТК.

Рецензенты: Хайбулаев  Арсен Алибекович, директор ГБУ ДО  РЦДЮТК;

                       Шейхов Омал Халажевич, заместитель директора по УМР

                       ГБУ  ДО  РЦДЮТК, заслуженный учитель РД.

 

Образовательная программа «Следопыты» предназначена для работы  объединений, занимающихся поисковой деятельностью.  Занятия по программе носят практический характер. Они сопряжены со встречами,  сбором атрибутов войны, обобщением и систематизацией  собранного материала, созданием баз данных по результатам поиска. Очень важно, чтобы работа сопровождалась выходом на экскурсии и походы по памятным местам.

Программа рассчитана на 1 год обучения

Возрастная группа - 7-11 классы.

Программа составлена с учётом  событий в жизни общества.  

Поисковая работа следопытов является связующим звеном между прошлым и будущим. Каждый участник поиска должен осознавать значимость своей деятельности для общества. Это будет способствовать гражданскому становлению его личности.

Работа объединений должна проводиться на основе преемственности добрососедства и патриотических традиций народов Дагестана. Нужно избегать однобокого взгляда на те, или иные события в истории Дагестана и России.  Участники поиска должны уметь делать объективный разносторонний анализ событий и роли земляков в них и давать оценку им, основываясь на общечеловеческие моральные ценности.

Поставлены цели и задачи, решение которых должно оказать позитивное влияние на развитие общественного самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: Воспитание молодёжи на основе преемственности патриотизма и

 любви к Родине

Задачи:

- Возрождение, развитие и сохранение патриотических традиций народа,   

  упрочение единства и дружбы народов Дагестана и России

- Приобщение детей к поисковой деятельности

- Изучение истории Великой Отечественной войны, локальных войн.

- Увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн

- Формирование уважительного отношения к памяти погибших при

  защите Отечества

- Воспитание подрастающего поколения на традициях патриотизма,

  любви и уважения к Отечеству.

- Оказание помощи семьям погибших воинов

- Увековечение памяти военнослужащих, погибших при исполнении

   воинского долга в мирное время

- Создание банка данных об участниках Великой Отечественной войны,

  локальных войн, о павших на территории Дагестана защитниках

  Отечества в мирное время (конца ХХ и начала ХХI вв).

- Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны,

   локальных  войн, об историческом прошлом и настоящем родного края

   и создание уголков боевой и трудовой славы.

- Уход за памятниками и обелисками.

- Пропаганда поисковой деятельности ТОКС через средства массовой

   информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы обучения:

·       выступление по местному телевидению;

·       теле и видеосъемки;

·       комбинированные, групповые, индивидуальные занятия;

·       лекции, экскурсии, походы, встречи, конкурсы, викторины, диспуты, беседы;

·       Уроки Мужества, Линейки Памяти, военно-спортивные игры, слёты, семинары, военно-спортивные соревнования, сбор материалов, уход за памятниками, оказание шефской помощи ветеранам войн, создание Уголков Боевой и Трудовой славы, выпуск боевых листков.

 

Формы контроля:

Количественные и качественные показатели снятых теле и видеопередач для местного телевидения, участия на республиканских соревнованиях, слётах, созданного банка данных, проведённых Уроков Мужества, Линеек Памяти, конкурсов, викторин, встреч, выставок, выпущенных боевых листков, собранного материала, записанных воспоминаний.

Техническое оснащение занятий:

Для реализации программы необходимо, чтобы объединение имело доступ к техническим средствам ДДТ и школ района. К техническим средствам относятся видеокамера, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, диктофон или записывающий магнитофон, компьютер, принтер, ксерокс, сканер и расходные материалы к ним. От технической базы зависит качество выполняемой объединением  поисковой работы.

                   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Т е м а   з а н я т и я

Кол-во часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

1

Ведение.

       4

2

2

 

1.1.

Исторические факты. Истоки патриотизма. Создание стендов, уголков

4

2

2

 

2

«Шагнувшие в бессмертие …» - Магомедов Насрулла А.

20

6

14

 

2.1.

Трагическое событие.

2

2

-

 

2.2.

Магомедов Насрулла Абдурахманович. Сбор материал

14

4

10

 

2.3.

Создание уголка «Шагнувшие в бессмертие…»

4

-

4

 

3

Боевой путь земляков в ВОВ.

30

8

22

 

3.1.

Работа в архивах.

6

6

-

 

3.2.

Встречи с поколением военных лет. Вронтовые воспоминания

6

2

4

 

3.3.

Сбор документов, писем, фотографий, воспоминаний ветеранов войны

18

-

18

 

4

Трудовой подвиг народа

20Хочу такой сайт

6

14

 

4.1.

Работа с архивом. Вклад земляков в фонд обороны. Оборонительные работы.

       

4.2.

Создание уголка трудовой славы

       

5

Вести с фронта

12

6

6

 

5.1.

Семьи фронтовиков. Письма с фронта

8

4

4

 

5.2.

Сбор и изучение писем и похоронок фронтовиков

4

2

2

 

6

Школа в годы войны района

12

6

6

 

6.1.

Учителя и выпускники школ, ушедшие на фронт

4

2

2

 

6.2.

Сбор данных об учителях и выпускниках школ. Установление связи с родственниками учителей, работавшими в школе во время войны.

8

4

4

 

7

Участие земляков в военных конфликтах периода «холодной войны»

8

2

6

 

7.1.

Участники венгерских событий.

4

1

5

 

7.2.

Участие дагестанцев В Афганской войне.

4

1

5

 

8

Вторжение международных

 бандформирований из Чечни в Дагестан

28

6

22

 

8.1.

Участники боёв у с.Первомайское. Заложники и их судьба.

18

4

14

 
 

8.2.

Отношение дагестанцев к действиям военных. Ведение дневниковых записей.

10

2

8

 

9

Создание уголка боевой и трудовой славы

10

2

8

 

9.1.

Задачи поисковой работы. Методы поисковой работы

2

2

-

 

9.2.

Сбор материалов для уголка, его обработка.

8

-

8

 

                                                         ИТОГО:

144

44

100

 

 
 
 
 

 

Содержание

1.    ВВЕДЕНИЕ – 4 часа

          Теоритические занятия (2 часа):

Истоки патриотизма и его преемственность. Народы Дагестана в переломные моменты истории. Отражение исторических событий края в народном творчестве. Исторические факты, легендный материал и моральный кодекс «Намус» как свидетельство патриотической памяти народа. Самосознание народов Дагестана, их единство.

 

Практические занятия (2 часа):

Чтение и анализ исторических, эпических и других фольклорных произведений. Создание стендов, уголков, планшетов. Сбор фольклорного материала, отражающего патриотические чувства народа. Организация конкурсов, викторин, бесед, диспутов. Участие в республиканских акциях, семинарах и конференциях на военно-патриотические темы.

 

1.    «ШАГНУВШИЕ В БЕССМЕРТИЕ…» - Магомедов Насрулла Абдурахманович - 20 часов

 

          Теоритические занятия (6 часов):

Майские трагические события 2011года.

 

Практические заняти (14 часов):

Сбор материала о жизни Магомедова Н.А. Встреча с родственниками Магомедова Н.А. Создание уголка «Шагнувшие в бессмертие…». Участие в муниципальных и республиканских акциях, семинарах. Участие на республиканском 49-м слёте телевизионных отрядов краеведов следопытов (ТОКС)

 

2.    БОЕВОЙ ПУТЬ ЗЕМЛЯКОВ  в ВОВ – 30 часов

Теоритические занятия (8 часов):

Работа в архивах населённого пункта, района, города, республики. Проведение встреч-воспоминаний с поколением военных лет. Составление опросных листов, каталогов, мемуарных страниц. Подготовка видео и фотоматериалов  поисковой работы . Подготовка сценария и выступление по местному телевидению.

Выполнение поручений штаба ТОКС. Участие в республиканских акциях, семинарах, конференциях на военно-патриотические темы.

Боевой путь земляков, частей, в которых они служили. Участники партизанского движения в тылу врага, их судьбы, воспоминания.

Герои Советского Союза - уроженцы Сергокалы.

Награды сергокалинцев. Награды, нашедшие своих героев.

Участие земляков в битве за Кавказ.

Фронтовые воспоминания. Послевоенная деятельность фронтовиков.

Пропавшие без вести.  Поиск захоронений пропавших без вести.

Инвалиды и участники войны.

Участники войны с Японией

Война с фашистами как проверка прочности патриотических традиций народов Дагестана. Свидетельства отношения сергокалинцев к войне.

Патриотический подъём в настроении Сергокалинского народа. Первые добровольцы. Проводы на фронт. Хронология призыва. Количественные показатели мобилизации, погибших, вернувшихся здоровыми, инвалидов, умерших от ран.

 

Практические занятия(22 часа):

Сбор документов, писем, фотографий, воспоминаний ветеранов войны. Оказание помощи в получении наград. Установление судеб погибших, пропавших без вести воинов. Изучение исторических событий Великой Отечественной войны, в которых приняли участие земляки. Сотрудничество с районными, городскими и республиканскими ветеранскими организациями, с ТОКС, с Республиканским центром детско-юношеского туризма и краеведения. Выполнение поручений и заданий штаба Республиканского ТОКС.  Работа с сельскими, районными, республиканскими архивами. Просветительская работа среди населения. Проведение конкурсов патриотической песни. Изучение произведений, в которых отразилась судьба земляков. Фото и видеоматериалов по итогам поисковой деятельности. Выступление по республиканскому или местному телевидению. Участие в республиканских акциях, семинарах, конференциях на военно-патриотическую тематику.

 

3.   ТРУДОВОЙ ПОДВИГ НАРОДА – 20 часов

Теоритические занятия (6 часов):

Реализация призыва «Все для фронта, всё для победы!». Вклад земляков в фонды обороны. Призывы трудовых коллективов и их поддержка среди населения. Виды помощи фронту.  Трудовая смена фронтовиков. Оборонительные работы. Маскировочные мероприятия в населённых пунктах.

Военные госпитали на территории Дагестана.  Памятники  и уход за ними.

 

Практические занятия (14 часов):

Сбор материалов о реальном вкладе земляков в победу над врагом, о военных госпиталях. Работа с архивами, встречи-воспоминания с тружениками тыла, с очевидцами трудового подвига народа. Создание Уголка трудовой славы. Подготовка фото и видео материалов по итогам поисковой деятельности. Составление сценария и выступление по местному или республиканскому телевидению. Освещение поиска в печатных средствах массовой информации. Участие в республиканских акциях, семинарах, конференциях на военно-патриотические темы.

 

4.    ВЕСТИ С ФРОНТА - 12 часов

Теоритические занятия (6 часов):

Письма с фронта. Война глазами участников боевых действий. Семьи фронтовиков. Похоронки. Вдовы и их судьбы. Фронтовики в воспоминаниях современников.

Практические занятия (6 часов):

Встречи с вдовами и детьми фронтовиков. Сбор и изучение писем фронтовиков и похоронок. Ведение дневниковых записей. Оформление стендов, альбомов. Привлечение членов семей фронтовиков к участию в мероприятиях на патриотическую тематику. Подготовка  выступления,  фото и видеоматериалов по итогам поисковой деятельности. Выполнение поручений и заданий Республиканского ТОКС. Участие в республиканских акциях, семинарах, конференциях и других мероприятиях на военно-патриотические темы.

 

 

5.    ШКОЛА В ГОДЫ ВОЙНЫ – 12 часов

 

Теоритические занятия (6 часов):

Учителя и выпускники школ, ушедшие на фронт и их судьба. Условия жизни педагогов в годы войны. Учителя и выпускники школ – участники сражений.

 

Практические занятия (6часов):

Сбор анкетных данных и материалов об учителях и выпускниках школ – участниках Великой Отечественной войны. Запись воспоминаний учителей военных лет, выпускников школ, школьников военных лет,  старожилов района. Установление связи с родственниками  учителей,

работавшими в школе в годы войны. Подготовка сценария телевизионного выступления и фото и видеоматериалов по итогам поисковой деятельности и выступление по местному или республиканскому телевидению. Выполнение поручений штаба республиканского ТОКС, участие в республиканских акциях, конференциях, семинарах на военно-патриотическую тематику.

 

6.    УЧАСТИЕ ДАГЕСТАНЦЕВ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ПЕРИОДА

«ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» - 8 часов

 

Теоритические занятия (2 часа):

Участники венгерских событий и их воспоминания.

Участие дагестанцев в Афганской войне. Потери Дагестана. Жертвы войны. Награды за мужество и отвагу.

Женщины в локальных войнах.

Социальные гарантии. Отношение государства к участникам  локальных войн и конфликтов.

 

Практические занятия(6 часов):

Встречи и запись воспоминаний участников локальных противостояний и войн. Проведение конкурсов сочинений, плакатов, альбомов. Участие в Республиканских,  районных  и школьных акциях, семинарах, конференциях  на патриотическую тематику. Привлечение общественных организаций к участию на Уроках мужества, Линейках памяти. Разработка сценариев на военно-патриотическую тематику, выступление по местному или республиканскому телевидению. Выполнение поручений и заданий штаба Республиканского ТОКС.

 

7.     Вторжение международных бандформирований из Чечни в Дагестан 28 часов

          Теоритические занятия (6 часа):

Беженцы и их размещение в Дагестане. Отношение  общественного сознания к войне. Участники боёв у с. Первомайское. Заложники и их судьба. Отношение дагестанцев к действиям военных. Судьба Первомайского.

 

Практические занятия(22 часа)

Организация встреч с очевидцами боевых действий, с заложниками, милиционерами, военными. Ведение дневниковых записей, изучение материалов периодической печати. Подготовка сценария телевизионного выступления, фото и видеоматериалов по итогам поисковой деятельности Выступление по  местному телевидению. Выполнение поручений и заданий Республиканского ТОКС. Участие в Республиканских акциях, семинарах, конференциях на военно-патриотическую тематику.

8.     Создание Уголка боевой и трудовой славы – 10 часов

    Теоритические занятия (2 часа):

Задачи поисковой работы. Основные методы поисковой деятельности. Уголок боевой  и трудовой славы.  Патриотическое воспитание  молодёжи.

 

Практические занятия (8 часов):

Разработка направлений и осуществление поиска по выбранным направлениям. Сбор материалов для уголка, его обработка и систематизация. Создание выставок. Разработка тематик экскурсий и подготовка экскурсоводов. Пропаганда патриотических традиций через СМИ и общественные мероприятия. Выпуск боевых листков. Организация временных выставок в учреждениях города, села, района. Посещение републиканского Музея боевой славы, Республиканского музея ТОКС и дагестанского объединённого (краеведческого) музея.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Тажудинов Н.Г.  Память. Махачкала, 2001 г. Издательство «Юпитер».

2.    Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1989 г.

3.    Назовём поимённо. Книга памяти. Т. I-IX.  Махачкала

4.    Подорожный Н.А. Дорогами мужества. Махачкала, 1980 г.

5.    Подорожный Н.А. Память и верность. Махачкала, 1994 г.

6.    Тажудинов Н.Г., Дорогобед Б.П. Книга памяти Хасавюрта. Махачкала, 1994 г.

7.    Трошев Г. Моя война. Москва. 2001 г.

8.    Туристский вестник – 1989. Махачкала, 1989 г.

9.    Хавчаев С.А. Припомнив самый тяжкий бой. Махачкала, 1986 г.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.04.2019

Дата обновления: 21.04.2019

Дата публикации: 21.04.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89034290308

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».